Цифровой элемент
7 минут на чтение
555
Отправь статью на почту?

Виды маркетплейсов

Подписаться

С развитием технологий всё больше компаний входят в сферу онлайн-торговли, претендуя на свою долю рынка. Одним из способов продажи стали маркетплейсы – это распространенный вид онлайн-сервисов, где с помощью интернет-платформ можно купить или продать товары и услуги. На них могут быть представлены: еда, бытовая техника, уникальные сувениры.

В зависимости от специализации и функций, можно выделить несколько типов маркетплейсов. В данной статье мы рассмотрим некоторые из них.

Содержание

Маркетплейсы по типам участников

C2C (Consumer-to-Consumer) маркетплейсы

Это платформа, на которой продавцы и покупатели являются частными лицами. Например, Avito – это C2C-маркетплейс для различных категорий товаров и услуг. На таких маркетплейсах часто встречаются товары с низкой стоимостью и б/у товары.

B2B (Business-to-Business) маркетплейсы

Это платформа, на которой и продавцы и покупатели – коммерческие организации. Например, Alibaba и ThomasNet предлагают оптовые продажи промышленных товаров.

B2C ( Business-to-consumer) маркетплейсы

Это платформы, где коммерческие организации размещают товары и предложения услуг для потребителей. На них в основном ведётся розничная торговля. Примеры площадок: Озон и Яндекс.Маркет.

C2B (customer-to- business) маркетплейсы

Это относительно новое направление, где услуги бизнесу предоставляют физические лица, фрилансеры. Примеры площадок: Upwork, Shutterstock, Биржа копирайтинга.

Виды маркетплейсов по внутренней структуре

Горизонтальные маркетплейсы

Это маркетплейсы, которые объединяют различные категории товаров и услуг. На таких площадках размещается всё, что угодно – от профессиональных услуг до подарков и декора. Их цель – создать одно удобное место для покупателей, где можно найти всё необходимое. К наиболее известным и популярным горизонтальным маркетплейсам относятся eBay, Amazon, AliExpress и Ozon.

Вертикальные маркетплейсы

В отличие от горизонтального маркетплейса, вертикальный маркетплейс специализируется на предоставлении товаров и услуг определенной категории. Он предполагает более узкую нишу, нежели горизонтальный, что позволяет продавцам сфокусироваться на своей целевой аудитории и выделиться на фоне конкурентов. Примеры вертикальных маркетплейсов: Etsy (ручная работа), Airbnb (аренда жилья), TripAdvisor (туристические услуги). На сервисе BlaBlaCar можно заказать попутное такси только для поездки в конкретном направлении, а на YouDo профессионалы выкладывают объявления о предоставлении различных услуг.

В зависимости от внутренней структуры маркетплейса, он может быть централизованным, децентрализованным или комбинированным. Централизованные маркетплейсы управляются одной компанией, децентрализованные – каждым участником, а комбинированные – управляются как компанией, так и участниками.

Виды маркетплейса по модели работы с поставщиками

В зависимости от модели работы с поставщиками, маркетплейсы могут быть эксклюзивными или неэксклюзивными. В эксклюзивных маркетплейсах продавцы должны пройти регистрацию и прохождение проверки на соответствие стандартам платформы. Неэксклюзивные маркетплейсы, наоборот, не накладывают ограничений на поставщиков.

Также, выделяют виды:

  • FBS (Fulfillment by Seller) – продавец сам размещает товары и обрабатывает заказы на маркетплейсе, хранит товар на своём складе, а после совершения заказа доставляет на сортировочный центр маркетплейса с упаковкой, по требованиям маркетплейса, за доставку отвечает торговая площадка;
  • FBM (Fulfillment by Marketplace) – маркетплейс хранит товар, занимается вопросами доставки, принимает оплату от покупателей и т.д;
  • DBS (Delivery by Seller) – маркетплейс является витриной, берёт комиссию за продажи, а весь процесс доставки продавец реализует самостоятельно.

Другие виды маркетплейсов

Краудфандинговые маркетплейсы

Это маркетплейсы, которые позволяют собирать деньги на реализацию проектов. Инвесторы могут внести сумму на проект, который им понравился, и получать в случае успеха проекта доход или прибыль. Краудфандинговые маркетплейсы работают в различных отраслях, от искусства и музыки до технических наук. К известным краудфандинговым маркетплейсам относятся Kickstarter, Indiegogo и Boomstarter.

Корпоративные маркетплейсы

Корпоративные маркетплейсы нацелены на работу с предприятиями и корпорациями. Они предлагают удобный инструмент для поиска внешних поставщиков и партнеров, для совершения сделок в рамках своих бизнес-процессов. Это позволяет оптимизировать закупочную стратегию компании и сократить время, затрачиваемое на поиск и сопровождение партнеров. Корпоративные маркетплейсы в большинстве случаев работают по принципу закрытого клуба, куда могут попасть только зарегистрированные пользователи. К таким маркетплейсам относятся SAP Ariba и Alibaba.com.

Производственные маркетплейсы

Производственный маркетплейс объединяет продавцов и покупателей в рамках одной отрасли для проведения купли-продажи и других экономических операций. На таких площадках встречаются производители и оптовые покупатели. Размещение продукции на таком маркетплейсе обычно сопровождается дополнительными услугами – от финансовой поддержки до перевозки продукции на складе. Примеры производственных маркетплейсов: ThomasNet, MFG.com.

Гибридные маркетплейсы

Гибридный маркетплейс сочетает возможности нескольких типов площадок, предлагая комплексное решение для продавцов и покупателей. На таком маркетплейсе можно купить и продать товары, получить дополнительные услуги по доставке и оплате. Например, Amazon объединяет в себе горизонтальные и вертикальные маркетплейсы, а Etsy – горизонтальные и C2C-маркетплейсы.

Отраслевые маркетплейсы

Отраслевой маркетплейс ориентирован на определенную группу покупателей или продавцов, а также на определенный вид товаров и услуг. Это могут быть как изделия ручной работы, так и профессиональное оборудование для строительства. Примеры отраслевых маркетплейсов: Reverb (музыкальный инструменты), Motorious (автомобили).

Как выбрать вид маркетплейса правильно

Как видим, классификаций маркетплейсов множество. Если вы хотите создать маркетплейс для размещения товаров и услуг, надо продумать – какой из этих типов выбрать. От этого выбора будет зависеть набор функционала, а также вид налогооблажения.

Компания «Цифровой Элемент» поможет разработать собственный маркетплейс «под ключ», учитывая ваши требования и цели.

Работа делится на несколько этапов:

  • Определение вашей аудитории и бизнес-модели – чтобы понять, какие функции необходимы для будущего сайта. Например, если ваш рынок сконцентрирован на потребителях, маркетплейс может предложить больше функций, связанных с доставкой и оценками.
  • Разработка дизайна. Вне зависимости от того ориентирован ли маркетплейс для широкой публики или в нём будут работать представители только вашей корпорации, необходимо сделать удобную навигацию. Специалисты «Цифрового Элемента» обладают необходимыми практиками и технологиями, чтобы создать эффективный дизайн для вашего маркетплейса.
  • Разработка функционала. Именно на этом шаге прорабатываются все функции, которые наиболее важны для бизнеса: система оплаты, приём заказов, автоматизация документации.
  • Тестирование и запуск. Мы настраиваем площадку, проверяем её работоспособность, и запускаем продукт «на бой», то есть, представляем широкой публике.
Мы уже разработали и успешно запустили:

После запуска команда «Цифрового Элемента» оказывает дополнительные услуги: продвижение (если это необходимо), поддержка и развитие проекта.

Подписывайтесь на телеграм-канал https://t.me/digitalelement. Это непринуждённый формат новостей из жизни компании, которые публикуем в закрытом телеграм-канале нашей команды. Так мы создаем контекст, чтобы Вы понимали, чем живёт компания, делимся своей экспертизой и опытом, а так же публикуем наши новые кейсы.



Мне не нравится
Россия, Челябинская область, Челябинск, ул. Энтузиастов, 2, оф. 200 Телефон: +7 (351) 220-45-35

Блог

TОП-40 плагинов Figma
TОП-40 плагинов Figma

Для создания дизайнов и прототипов большинство современных дизайнеров использует Figma. Его основное преимущество перед другими графическими прогр...

11.мар.2021
127532
Микроразметка schema.org
Микроразметка schema.org

Schema.org – микроразметка, позволяющая структурировать данные на сайте для поисковых систем. С ее помощью поисковые системы понимают, какие данные...

28.мая.2019
115281
Как попасть на Яндекс.Карты, Google.Карты, 2GIS
Как попасть на Яндекс.Карты, Google.Карты, 2GIS

Если ваша компания ведет бизнес офлайн, размещение на Яндекс.Картах и Google и 2GIS поможет рассказать об этом потенциальным клиентам. Присутствие...

17.июл.2019
102135
404 ошибка – страница не найдена
404 ошибка – страница не найдена

404 ошибка (страница не найдена) – это ответ сервера, который возникает, когда сервер не может отобразить запрашиваемую страницу по указанному адре...

13.авг.2019
43092
Семантика сайта
Семантика сайта

Семантическое ядро – это набор фраз, соответствующих поисковым запросам пользователей в поисковых системах, которые характеризуют определенную тема...

21.окт.2019
21532
Как составить ТЗ на разработку сайта
Как составить ТЗ на разработку сайта

ТЗ (техническое задание) – очень полезный документ, в котором описаны все разделы сайта, все элементы страницы и функциональность всех модулей. Пол...

14.мая.2021
16234
Сброс кеша DNS в Google Chrome
Сброс кеша DNS в Google Chrome

Для сброса кеша DNS в Google Chrome: Введите в адресной строке браузера chrome://net-internals/#dns и нажмите кнопку Clear host cache; Зат...

31.янв.2020
15566
Как предоставить гостевой доступ к Яндекс Директ и Google Adwords
Как предоставить гостевой доступ к Яндекс Директ и Google Adwords

Контекстная реклама — один из самых простых и быстрых способов увеличения посещений веб-сайта. Особенностью этого инструмента является понятность р...

19.янв.2021
15209
Микроразметка Open Graph
Микроразметка Open Graph

Open Graph – стандарт микроразметки, который позволяет формировать превью сайта при публикации в социальных сетях. Стандарт Open Graph был р...

05.ноя.2019
15103
Анализ сайта с помощью Яндекс.Метрики
Анализ сайта с помощью Яндекс.Метрики

Яндекс.Метрика – инструмент анализа аудитории сайта. Метрика позволяет сегментировать данные, определять целевую аудиторию сайта, достигать целей и...

20.дек.2019
10719