Цифровой элемент
20 минут на чтение Отправь статью на почту?

Этапы разработки мобильного приложения: от бизнес-идеи до результата

Подписаться
1307

Любое мобильное приложение создается по единому плану разработки мобильного приложения, который можно разбить на 6 этапов. Эта статья пригодится начинающим разработчикам, стартаперам, а еще тем, кто хочет, чтобы у компании было свое приложение и имеет смутное представление об издержках этого решения.

Содержание

Идея

Идея
Идея

Хорошая идея – база для хорошего приложения. Если идеи пока нет, оглянитесь вокруг: на рынке наверняка некая проблема, для решения которой вы можете разработать нужное приложение.

Попытайтесь определить источник проблемы, и почему ее еще не решили. Соберите данные и свою команду – проведите коллективный мозговой штурм, и, если у вас хватает ресурсов на разработку, приступайте к делу.

Стратегия

Стратегия
Стратегия

Подготовка

Итак, идея найдена. Теперь нужно определить направления работы. Первым из них является анализ конкурентов.

Сравните мобильные приложения конкурентов по следующим показателям:

  • Число загрузок: чем их больше, тем лучше. Значит, приложение востребовано у аудитории, раз его часто скачивают.
  • Рейтинг и отзывы: учитывайте в своей работе отзывы пользователей, особенно негативные. Адаптируйте под проект полезные фишки других приложений.

Проанализируйте путь компании, стратегию поведения в столкновении с трудностями. Весьма вероятно, они возникнут и на вашем пути. Вам необходимо понять, каким образом конкурентам удалось получить лояльность пользователей.

С помощью анализа конкурентов можно убить двух зайцев сразу. Используйте чужой опыт в разработке мобильного приложения и не повторяйте ошибки предшественников. Кроме того, вы получите представление о положении на мобильном рынке. Проанализировав конкурентов, вы поймете, какое приложение необходимо для пользователей, как найти и занять свободную нишу на рынке. Таким образом вы сможете сбалансировать ваши возможности и спрос на рынке.

Если же вы являетесь первопроходцем с уникальной идеей, берите пример с новаторов из других областей разработки.

Монетизация

Монетизация
Монетизация

Если интерес к мобильной разработке держится не только на чистом энтузиазме, наверняка он подкрепляется мотивацией в получении прибыли с продукта. Даже если ваше приложение платное, вы все равно можете приумножать прибыль и после его покупки пользователями, внедряя способы монетизации. Определите источник прибыли соперников и не медлите с монетизацией – в этой ситуации поговорка «лучше поздно, чем никогда» не работает.

Маркетинг

Маркетинг
Маркетинг

Этот этап – вызов для любого разработчика. Повышайте узнаваемость продукта, продвигайте его. Задумайтесь, сколько качественных проектов остались невостребованными по причине пренебрежения разработчиков стратегией продвижения и отсутствия выделенного бюджета на реализацию продукта. Без плана разработки мобильного приложения могут иметь успех разве что внутрикорпоративные продукты для сотрудников компаний, разработанные для B2B сегмента.

Маршрутная карта приложения и его жизнеспособность

Составление маршрутной карты приложения с фиксированными этапами развития является финальным этапом стратегического планирования. Перечислите чекпоинты, начиная от зарождения идеи приложения и заканчивая выпуском на рынок в зависимости от собственных приоритетов. Пусть первые пользователи приложения оставят обратную связь – так вы получите пищу для размышлений о его функционале, пожеланиях аудитории и обновлениях на их базе.

UX-дизайн

UX-дизайн
UX-дизайн

Внутренняя архитектура приложения

Внутренняя архитектура приложения определяется его функционалом и способом обработки и хранения данных. В основе всех будущих работ с архитектурой лежит составление списка ключевых характеристик и элементов визуала.

Вайрфрейм

Нужные элементы представлены на экранах. Те, в свою очередь, нарисованы на доске или бумаге. Каждый элемент может повторяться на нескольких экранах, при этом у него есть собственный «дом». На этом этапе проект еще можно изменить без особых проблем.

Инструменты: Balsamiq, Sketch, Axure, Figma, RealtimeBoard, Wireframe.cc и Whimsical

Юзер-скрипт

Взаимодействие аудитории с приложением прописывается согласно юзер-скрипту, или пользовательскому сценарию. При разработке сценария необходимо учитывать вариативное поведение пользователей – так вы поймете, сколько касаний он делает для завершения определенного действия. Чем сложнее действие, тем больше касаний.

Если интерфейс продукта недоступен интуитивному восприятию пользователя, необходимо вернуться на шаг назад и модифицировать вайрфреймы. Помните: упрощение одного действия может усложнить другое. Поэтому проверяйте все скрипты после каждого изменения.

Инструменты: маркеры, InvisionFigmaAdobe XD.

Тест на аудитории

Юзабилити UX-дизайна лучше всего тестировать на потенциальных пользователях. Перейдя по отправленной ссылке, они проверят отрисованные вайрфреймы. Учтите все комментарии, вернитесь на 1-3 шага назад, исправьте все недочеты и проведите тестирование снова.

Инструменты те же, что и для юзер-скриптов: Invision, Figma, Adobe XD.

UI-дизайн

UI-дизайн
UI-дизайн

Стайлгайды

Стайлгайд – мануал по стилевому решению мобильного приложения. Стайлгайд – каркас приложения, основа для повышения его юзабилити. Отсутствие проработанного стайлгайда порождает хаотичное блуждание элементов по экрану и неустойчивые оттенки.

В стайлгайде должны фиксироваться все подробности. Руководство разрабатывают с учетом специфики целевой аудитории. Приложение будет использоваться по ночам? Здесь поможет темная тема. Это будет внутрикорпоративный продукт? Тогда в нем не должно быть ничего лишнего.

Опытный UI-дизайнер предложит множество вариаций палитры оттенков, виджетов и шрифтов – вам будет из чего выбрать.

Рендеринг

В процессе рендеринга вайрфреймы отрисовываются в цифровом формате согласно стайлгайду. Дизайнеру должно соблюдать рекомендации, но не следовать им слепо. Тогда визуальная часть продукта будет смотреться целостно.

Инструменты: Sketch, Figma, Adobe XD и Principle.

Тестирование дизайна

Отрисованные в цифре экраны проверяют пользователи, которые тестировали вайрфреймы. Этот момент является точкой невозврата – после нее вносить изменения любого рода становится очень затратно. Поэтому необходимо проверить все еще раз.

Инструменты: Invision, Figma и Sketch.

От дизайна к разработке

Здесь к работе подключаются разработчики, ответственные за реализацию дизайна. Для сохранения целостности конечного продукта заказывайте разработку мобильных приложений у одной команды.

Наша компания занимается разработкой мобильных продуктов, начиная от разработки концепции и заканчивая финальной реализацией приложения, а после отслеживаем отзывы пользователей, дорабатываем функционал и модернизируем приложение.

Эффективность коллаборации дизайнеров с разработчиками во многом зависит от набора инструментов. Так, приложение Zeplin показывает все свойства загруженного дизайна, несмотря на ограниченный функционал. В любом случае, убедитесь, что исполнители копируют HEX-коды оттенков и используют точные измерения.

Инструмент: Zeplin

Архитектура системы

Мобильная разработка использует множество разных технологий. Использование ненадежных инструментов неизбежно ведет к проблемам и переписыванию кода, а значит, к доплатам разработчикам за переработку. Прежде чем приступить к проекту, вам следует принять несколько важных решений.

Frontend-разработка

Frontend-разработка
Frontend-разработка

Существует 3 подхода к frontend:

  • Нативный – приложение заточено под определенную мобильную платформу. Разработка ведётся отдельно под все ОС телефонов. Интерфейс нативного приложения смотрится органично, а само оно работает слаженно и быстро. Этот вид разработки обычно дороже иных способов.
  • Кроссплатформенный – приложение обладает универсальным кодом, поэтому для ОС оно выглядит нативным. Многие расценивают этот способ как оптимальное соотношение «цены и качества», однако разработчику все равно требуется потратить некоторое время на оптимизацию.Сделав выбор в пользу кроссплатформенного приложения, выбирайте фреймворки между React Native, и Flutter.
  • Гибридный – код для такого приложения создается на HTML, CSS или Javascript в таких средах разработки, как Cordova, Phone Gap и Ionic.

Backend-разработка

Backend-разработка
Backend-разработка

Производительность разработанного приложения зависит от его масштабируемости, то есть способности системы к увеличению производительности посредством увеличения доступных ресурсов.

Технологии здесь используются те же, что и при разработке веб-приложений. Остается выбрать:

  1. Язык программирования – к услугам разработчиков десятки разных языков для написания приложения. Каждый язык имеет свои фреймворки.
  2. Систему управления базой данных – самыми известными являются MSSQL, MYSQL, PostgreSQL. Также нужно выстроить схему базы и выбрать движок. Каждый элемент должен быть продуман, система должна быть надежной и структурированной.
  3. Хостинг для сервера и API – необходимо учитывать масштабируемость приложения вместе с его надежностью. Провайдеры предусматривают для разработчиков облачные решения. Облако расширяется с ростом целевой аудитории. Также провайдеры помогут с обновлениями и резервным копированием данных.

Разработка и итерация

Разработка и итерация
Разработка и итерация

Этапы разработки мобильного приложения последовательны. Разобраться в ней проще, если вам известно о методе управления проектами под названием Scrum. Scrum имеет отношение к методике «гибких подходов» Agile, в основе которой лежат 4 ценности:

  1. люди;
  2. эффективный продукт;
  3. совместная работа с заказчиком;
  4. готовность к изменениям.

По методу Scrum, разработка мобильного приложения разделяется на отрезки, или спринты. Каждый спринт состоит из стадий:

  • планирование;
  • разработка;
  • тестирование;
  • подведение итогов.

Scrum-метод. Благодаря скрам-методу стадии работы над приложением сохраняют стабильность.

Планирование

Список задач с четкими характеристиками поможет в оценке итогов работы. С помощью такого списка разработчики в состоянии оценить сроки выполнения каждой задачи и распределить нагрузку.

Разработка

Разработка
Разработка и итерация

На этой стадии идеи команды и дизайнеров претворяются в жизнь. За проверку результатов команды отвечает QA-команда или менеджер проекта, который следит за равномерной нагрузкой разработчиков на каждом этапе. Разработчики должны четко осознавать концепцию приложения и его специфику. Некоторые из функций могут остаться невостребованными.

Тестирование

Тестирование продукта не является задачей разработчиков. Вид тестирования зависит от проверяемого параметра приложения:

  • Функционал приложения должен соответствовать заявленному. Доверьте оценку юзабилити приложения и его функций QA-команде подрядчика или нанятым специалистам. Возможные проблемы приложения могут выявить пользователи с незамыленным взглядом, которые видят продукт в первый раз.
  • Приложение с высокой производительностью должно быстро выполнять все операции. Обычно эта характеристика проверяется позже, однако следить за реакцией приложения необходимо уже сейчас.
  • Дизайнеры должны еще раз удостовериться в соответствии визуала стайлгайду. Это еще одна весомая причина для работы с компаниями, которые занимаются разработкой мобильного приложения от и до.

Другие виды тестирования:

  • Регрессионное тестирование – протестированный ранее код проверяется на исправленные ошибки, или на ошибки, возникшие по итогу этих исправлений. На данном этапе можно подключить QA-команду с чек-листами модификаций кода на каждом спринте.
  • Тестирование под платформу – наблюдайте за поведением приложения на экранах смартфонов с различным разрешением и на всех возможных версиях ОС.
  • Приемочное пользовательское тестирование – доверьте тестирование приложения потенциальной аудитории.

Приложение готово к релизу на рынке, только если оно успешно выдержало предыдущие проверки.

Анализ

Обсуждайте результаты каждого спринта с основными интересантами. Проанализируйте возникшие препятствия в рабочем процессе, не повторяйте их впоследствии. Абсолютной идентичности не существует, каждый проект уникален. Разработчики постоянно улучшают свои умения, включая способность к планированию работы над проектом.

Перед запуском

Приложение готово к запуску. Если вы хотите действительно рационально расходовать маркетинговый бюджет, не торопитесь размещать его в мобильных маркетах. Разделите целевую аудиторию на группы и протестируйте приложение снова. Существует два способа тестирования, подробнее о которых рассказывается ниже.

Фокус-группа

Фокус-группа
Фокус-группа

Участники фокус-группы отбираются из тех, кто впервые видит приложение. Вам необходимо выявить, кто они и откуда узнали о продукте, доводилось ли им встречать аналоги. Предоставьте фокус-группе свободу действий: ведите наблюдение за тем, будут ли у них какие-либо трудности при использовании приложения, и если да, то какие. Выслушайте каждого участника группы и обсудите с ним спорные моменты.

Бета-тестирование

Запустите приложение для ограниченного числа пользователей параллельно с фокус-группой (или вместо нее). Запросите от пользователей обратную связь, учтите конструктивную критику.

Этот вид тестирования позволяет проверить способ взаимодействия приложения с разными устройствами и ОС.

Получить как можно больше отчетов об ошибках и устранить их сразу лучше, чем узнать о проблемах от недовольных пользователей из магазинов, которые скачали и установили приложение.

Внедрение на рынок

Внедрение на рынок
Внедрение на рынок

Перед запуском на рынке проследите, чтобы приложение имело надежный API-сервис и соответствовало регламенту Google Play, Apple App Store и HUAWEI AppGallery.

API-сервер

Приложение не будет работать без адекватной работы backend-сервера. Backend-сервер обменивается данными с мобильными приложениями. Он должен быстро отвечать и не перегружаться. Сервер может менять конфигурацию в зависимости от размеров базы пользователей, а также от повышения нагрузки.

Магазины приложений

Магазины могут опубликовать ваше приложение за короткий срок.При этом вероятность затруднений при публикации сохраняется на 99%. Подготовьте скриншоты и материалы для маркетинга, составьте описание – добейтесь соответствия продукта регламенту магазинов.

Мониторинг

После публикации в магазинах работа над приложением не заканчивается. Регулярный мониторинг следующих аспектов поможет вам в дальнейшей работе над приложением.

Падения

В мониторинге падений приложения помогут библиотеки, в которых хранятся данные о действиях пользователя в момент падения, на каком устройстве оно произошло и.т.д. Отправку уведомления о падении можно вшить в структуру приложения и рассортировать их впоследствии.

Инструменты: Firebase и Bugsee

Аналитика

Сведения о целевой аудитории приложения и особенностях работы с ним можно получить через системы аналитики мобильных продуктов. Некоторые разработчики составляют тепловые карты, на которых видно, какие кнопки нажимают пользователи чаще остальных.

Эти данные послужат будущим ориентиром в работе: области с наибольшей концентрацией аудитории стоят своих вложений.

Инструменты: Firebase, Яндекс.Метрика, Facebook Analytics, Apptentive, Google Analytics и Appsee

Производительность

Два предыдущих способа не могут быть мерилом этого показателя. Тем не менее, за ним необходимо следить. Частота действия и его длительность способствуют оптимизации работы приложения. Если на выполнение простого действия уходит больше ожидаемого времени, это является тревожным сигналом.

Инструмент: Prometheus

Поддержка репутации

Оценки и отзывы пользователей в магазинах очень важны, особенно если речь идет о новых пользователях. Благодарите комментаторов за позитивные отзывы, помогайте тем, кто столкнулся с трудностями при использовании приложения.Обычно комментаторы не ожидают ответа от разработчиков. Однако чем больше вы ориентируетесь на клиента – тем выше ваша репутация.

Дальнейшие улучшения

Целью мониторинга является понимание дальнейших действий. Используйте статистику и отзывы для выявления слабых мест, возвращайтесь назад, усиливайте их. Процесс разработки мобильного приложения – область с чрезвычайно высокой динамикой и, чтобы оставаться на плаву, работа над приложением должна быть в режиме нон-стоп.

Вывод

Разработка мобильного приложения сложна только на первый взгляд. В ходе работы вы должны будете принимать множество важных решений, возвращаться на неопределенное число этапов назад. Не пропускайте их: помните, что в конечном итоге вас ожидает благодарность пользователей и прибыль. Вы можете доверить разработку мобильного приложения команде «Цифрового Элемента» и получить целостный продукт с уникальным дизайном и функционалом, заточенным именно под ваш бизнес. Кнопка заказать разработку мобильного приложения

Мне не нравится
Россия, Челябинская область, Челябинск, ул. Энтузиастов, 2, оф. 200 Телефон: +7 (351) 220-45-35

Наши работы

Личный кабинет

Мобильное приложение «Атомэнергоремонт»

Смотреть кейс
Мобильное приложение «Атомэнергоремонт»
Корпоративный сайт

Сайт и мобильное приложение компании «НОВАТЭК»

Смотреть кейс
Сайт и мобильное приложение компании «НОВАТЭК»

Блог

Микроразметка schema.org
Микроразметка schema.org

Schema.org – микроразметка, позволяющая структурировать данные на сайте для поисковых систем. С ее помощью поисковые системы понимают, какие данные...

28 мая 2019
95958
TОП-40 плагинов Figma
TОП-40 плагинов Figma

Для создания дизайнов и прототипов большинство современных дизайнеров использует Figma. Его основное преимущество перед другими графическими прогр...

11 марта 2021
93371
Как попасть на Яндекс.Карты, Google.Карты, 2GIS
Как попасть на Яндекс.Карты, Google.Карты, 2GIS

Если ваша компания ведет бизнес офлайн, размещение на Яндекс.Картах и Google и 2GIS поможет рассказать об этом потенциальным клиентам. Присутствие...

17 июля 2019
91872
404 ошибка – страница не найдена
404 ошибка – страница не найдена

404 ошибка (страница не найдена) – это ответ сервера, который возникает, когда сервер не может отобразить запрашиваемую страницу по указанному адре...

13 августа 2019
40119
Семантика сайта
Семантика сайта

Семантическое ядро – это набор фраз, соответствующих поисковым запросам пользователей в поисковых системах, которые характеризуют определенную тема...

21 октября 2019
17648
Как предоставить гостевой доступ к Яндекс Директ и Google Adwords
Как предоставить гостевой доступ к Яндекс Директ и Google Adwords

Контекстная реклама — один из самых простых и быстрых способов увеличения посещений веб-сайта. Особенностью этого инструмента является понятность р...

19 января 2021
13705
Как составить ТЗ на разработку сайта
Как составить ТЗ на разработку сайта

ТЗ (техническое задание) – очень полезный документ, в котором описаны все разделы сайта, все элементы страницы и функциональность всех модулей. Пол...

14 мая 2021
12699
Микроразметка Open Graph
Микроразметка Open Graph

Open Graph – стандарт микроразметки, который позволяет формировать превью сайта при публикации в социальных сетях. Стандарт Open Graph был р...

5 ноября 2019
10458
Сброс кеша DNS в Google Chrome
Сброс кеша DNS в Google Chrome

Для сброса кеша DNS в Google Chrome: Введите в адресной строке браузера chrome://net-internals/#dns и нажмите кнопку Clear host cache; Зат...

31 января 2020
9488
Анализ сайта с помощью Яндекс.Метрики
Анализ сайта с помощью Яндекс.Метрики

Яндекс.Метрика – инструмент анализа аудитории сайта. Метрика позволяет сегментировать данные, определять целевую аудиторию сайта, достигать целей и...

20 декабря 2019
8886
Золотой партнер<br>1С-Битрикс
Золотой партнер
1С-Битрикс
Сертифицированное агентство <br>Яндекс.Директ
Сертифицированное агентство
Яндекс.Директ
Сертифицированное агентство <br>Google.AdWords
Сертифицированное агентство
Google.AdWords
Региональный партнер <br>Ru-center
Региональный партнер
Ru-center
Золотой партнер  <br>Битрикс24
Золотой партнер
Битрикс24