20 минут на чтение Отправь статью на почту?

Этапы разработки мобильного приложения: от бизнес-идеи до результата

Подписаться
302

Любое мобильное приложение создается по единому плану разработки мобильного приложения, который можно разбить на 6 этапов. Эта статья пригодится начинающим разработчикам, стартаперам, а еще тем, кто хочет, чтобы у компании было свое приложение и имеет смутное представление об издержках этого решения.

Содержание

Идея

Идея
Идея

Хорошая идея – база для хорошего приложения. Если идеи пока нет, оглянитесь вокруг: на рынке наверняка некая проблема, для решения которой вы можете разработать нужное приложение.

Попытайтесь определить источник проблемы, и почему ее еще не решили. Соберите данные и свою команду – проведите коллективный мозговой штурм, и, если у вас хватает ресурсов на разработку, приступайте к делу.

Стратегия

Стратегия
Стратегия

Подготовка

Итак, идея найдена. Теперь нужно определить направления работы. Первым из них является анализ конкурентов.

Сравните мобильные приложения конкурентов по следующим показателям:

  • Число загрузок: чем их больше, тем лучше. Значит, приложение востребовано у аудитории, раз его часто скачивают.
  • Рейтинг и отзывы: учитывайте в своей работе отзывы пользователей, особенно негативные. Адаптируйте под проект полезные фишки других приложений.

Проанализируйте путь компании, стратегию поведения в столкновении с трудностями. Весьма вероятно, они возникнут и на вашем пути. Вам необходимо понять, каким образом конкурентам удалось получить лояльность пользователей.

С помощью анализа конкурентов можно убить двух зайцев сразу. Используйте чужой опыт в разработке мобильного приложения и не повторяйте ошибки предшественников. Кроме того, вы получите представление о положении на мобильном рынке. Проанализировав конкурентов, вы поймете, какое приложение необходимо для пользователей, как найти и занять свободную нишу на рынке. Таким образом вы сможете сбалансировать ваши возможности и спрос на рынке.

Если же вы являетесь первопроходцем с уникальной идеей, берите пример с новаторов из других областей разработки.

Монетизация

Монетизация
Монетизация

Если интерес к мобильной разработке держится не только на чистом энтузиазме, наверняка он подкрепляется мотивацией в получении прибыли с продукта. Даже если ваше приложение платное, вы все равно можете приумножать прибыль и после его покупки пользователями, внедряя способы монетизации. Определите источник прибыли соперников и не медлите с монетизацией – в этой ситуации поговорка «лучше поздно, чем никогда» не работает.

Маркетинг

Маркетинг
Маркетинг

Этот этап – вызов для любого разработчика. Повышайте узнаваемость продукта, продвигайте его. Задумайтесь, сколько качественных проектов остались невостребованными по причине пренебрежения разработчиков стратегией продвижения и отсутствия выделенного бюджета на реализацию продукта. Без плана разработки мобильного приложения могут иметь успех разве что внутрикорпоративные продукты для сотрудников компаний, разработанные для B2B сегмента.

Маршрутная карта приложения и его жизнеспособность

Составление маршрутной карты приложения с фиксированными этапами развития является финальным этапом стратегического планирования. Перечислите чекпоинты, начиная от зарождения идеи приложения и заканчивая выпуском на рынок в зависимости от собственных приоритетов. Пусть первые пользователи приложения оставят обратную связь – так вы получите пищу для размышлений о его функционале, пожеланиях аудитории и обновлениях на их базе.

UX-дизайн

UX-дизайн
UX-дизайн

Внутренняя архитектура приложения

Внутренняя архитектура приложения определяется его функционалом и способом обработки и хранения данных. В основе всех будущих работ с архитектурой лежит составление списка ключевых характеристик и элементов визуала.

Вайрфрейм

Нужные элементы представлены на экранах. Те, в свою очередь, нарисованы на доске или бумаге. Каждый элемент может повторяться на нескольких экранах, при этом у него есть собственный «дом». На этом этапе проект еще можно изменить без особых проблем.

Инструменты: Balsamiq, Sketch, Axure, Figma, RealtimeBoard, Wireframe.cc и Whimsical

Юзер-скрипт

Взаимодействие аудитории с приложением прописывается согласно юзер-скрипту, или пользовательскому сценарию. При разработке сценария необходимо учитывать вариативное поведение пользователей – так вы поймете, сколько касаний он делает для завершения определенного действия. Чем сложнее действие, тем больше касаний.

Если интерфейс продукта недоступен интуитивному восприятию пользователя, необходимо вернуться на шаг назад и модифицировать вайрфреймы. Помните: упрощение одного действия может усложнить другое. Поэтому проверяйте все скрипты после каждого изменения.

Инструменты: маркеры, InvisionFigmaAdobe XD.

Тест на аудитории

Юзабилити UX-дизайна лучше всего тестировать на потенциальных пользователях. Перейдя по отправленной ссылке, они проверят отрисованные вайрфреймы. Учтите все комментарии, вернитесь на 1-3 шага назад, исправьте все недочеты и проведите тестирование снова.

Инструменты те же, что и для юзер-скриптов: Invision, Figma, Adobe XD.

UI-дизайн

UI-дизайн
UI-дизайн

Стайлгайды

Стайлгайд – мануал по стилевому решению мобильного приложения. Стайлгайд – каркас приложения, основа для повышения его юзабилити. Отсутствие проработанного стайлгайда порождает хаотичное блуждание элементов по экрану и неустойчивые оттенки.

В стайлгайде должны фиксироваться все подробности. Руководство разрабатывают с учетом специфики целевой аудитории. Приложение будет использоваться по ночам? Здесь поможет темная тема. Это будет внутрикорпоративный продукт? Тогда в нем не должно быть ничего лишнего.

Опытный UI-дизайнер предложит множество вариаций палитры оттенков, виджетов и шрифтов – вам будет из чего выбрать.

Рендеринг

В процессе рендеринга вайрфреймы отрисовываются в цифровом формате согласно стайлгайду. Дизайнеру должно соблюдать рекомендации, но не следовать им слепо. Тогда визуальная часть продукта будет смотреться целостно.

Инструменты: Sketch, Figma, Adobe XD и Principle.

Тестирование дизайна

Отрисованные в цифре экраны проверяют пользователи, которые тестировали вайрфреймы. Этот момент является точкой невозврата – после нее вносить изменения любого рода становится очень затратно. Поэтому необходимо проверить все еще раз.

Инструменты: Invision, Figma и Sketch.

От дизайна к разработке

Здесь к работе подключаются разработчики, ответственные за реализацию дизайна. Для сохранения целостности конечного продукта заказывайте разработку мобильных приложений у одной команды.

Наша компания занимается разработкой мобильных продуктов, начиная от разработки концепции и заканчивая финальной реализацией приложения, а после отслеживаем отзывы пользователей, дорабатываем функционал и модернизируем приложение.

Эффективность коллаборации дизайнеров с разработчиками во многом зависит от набора инструментов. Так, приложение Zeplin показывает все свойства загруженного дизайна, несмотря на ограниченный функционал. В любом случае, убедитесь, что исполнители копируют HEX-коды оттенков и используют точные измерения.

Инструмент: Zeplin

Архитектура системы

Мобильная разработка использует множество разных технологий. Использование ненадежных инструментов неизбежно ведет к проблемам и переписыванию кода, а значит, к доплатам разработчикам за переработку. Прежде чем приступить к проекту, вам следует принять несколько важных решений.

Frontend-разработка

Frontend-разработка
Frontend-разработка

Существует 3 подхода к frontend:

  • Нативный – приложение заточено под определенную мобильную платформу. Разработка ведётся отдельно под все ОС телефонов. Интерфейс нативного приложения смотрится органично, а само оно работает слаженно и быстро. Этот вид разработки обычно дороже иных способов.
  • Кроссплатформенный – приложение обладает универсальным кодом, поэтому для ОС оно выглядит нативным. Многие расценивают этот способ как оптимальное соотношение «цены и качества», однако разработчику все равно требуется потратить некоторое время на оптимизацию.Сделав выбор в пользу кроссплатформенного приложения, выбирайте фреймворки между React Native, и Flutter.
  • Гибридный – код для такого приложения создается на HTML, CSS или Javascript в таких средах разработки, как Cordova, Phone Gap и Ionic.

Backend-разработка

Backend-разработка
Backend-разработка

Производительность разработанного приложения зависит от его масштабируемости, то есть способности системы к увеличению производительности посредством увеличения доступных ресурсов.

Технологии здесь используются те же, что и при разработке веб-приложений. Остается выбрать:

  1. Язык программирования – к услугам разработчиков десятки разных языков для написания приложения. Каждый язык имеет свои фреймворки.
  2. Систему управления базой данных – самыми известными являются MSSQL, MYSQL, PostgreSQL. Также нужно выстроить схему базы и выбрать движок. Каждый элемент должен быть продуман, система должна быть надежной и структурированной.
  3. Хостинг для сервера и API – необходимо учитывать масштабируемость приложения вместе с его надежностью. Провайдеры предусматривают для разработчиков облачные решения. Облако расширяется с ростом целевой аудитории. Также провайдеры помогут с обновлениями и резервным копированием данных.

Разработка и итерация

Разработка и итерация
Разработка и итерация

Этапы разработки мобильного приложения последовательны. Разобраться в ней проще, если вам известно о методе управления проектами под названием Scrum. Scrum имеет отношение к методике «гибких подходов» Agile, в основе которой лежат 4 ценности:

  1. люди;
  2. эффективный продукт;
  3. совместная работа с заказчиком;
  4. готовность к изменениям.

По методу Scrum, разработка мобильного приложения разделяется на отрезки, или спринты. Каждый спринт состоит из стадий:

  • планирование;
  • разработка;
  • тестирование;
  • подведение итогов.

Scrum-метод. Благодаря скрам-методу стадии работы над приложением сохраняют стабильность.

Планирование

Список задач с четкими характеристиками поможет в оценке итогов работы. С помощью такого списка разработчики в состоянии оценить сроки выполнения каждой задачи и распределить нагрузку.

Разработка

Разработка
Разработка и итерация

На этой стадии идеи команды и дизайнеров претворяются в жизнь. За проверку результатов команды отвечает QA-команда или менеджер проекта, который следит за равномерной нагрузкой разработчиков на каждом этапе. Разработчики должны четко осознавать концепцию приложения и его специфику. Некоторые из функций могут остаться невостребованными.

Тестирование

Тестирование продукта не является задачей разработчиков. Вид тестирования зависит от проверяемого параметра приложения:

  • Функционал приложения должен соответствовать заявленному. Доверьте оценку юзабилити приложения и его функций QA-команде подрядчика или нанятым специалистам. Возможные проблемы приложения могут выявить пользователи с незамыленным взглядом, которые видят продукт в первый раз.
  • Приложение с высокой производительностью должно быстро выполнять все операции. Обычно эта характеристика проверяется позже, однако следить за реакцией приложения необходимо уже сейчас.
  • Дизайнеры должны еще раз удостовериться в соответствии визуала стайлгайду. Это еще одна весомая причина для работы с компаниями, которые занимаются разработкой мобильного приложения от и до.

Другие виды тестирования:

  • Регрессионное тестирование – протестированный ранее код проверяется на исправленные ошибки, или на ошибки, возникшие по итогу этих исправлений. На данном этапе можно подключить QA-команду с чек-листами модификаций кода на каждом спринте.
  • Тестирование под платформу – наблюдайте за поведением приложения на экранах смартфонов с различным разрешением и на всех возможных версиях ОС.
  • Приемочное пользовательское тестирование – доверьте тестирование приложения потенциальной аудитории.

Приложение готово к релизу на рынке, только если оно успешно выдержало предыдущие проверки.

Анализ

Обсуждайте результаты каждого спринта с основными интересантами. Проанализируйте возникшие препятствия в рабочем процессе, не повторяйте их впоследствии. Абсолютной идентичности не существует, каждый проект уникален. Разработчики постоянно улучшают свои умения, включая способность к планированию работы над проектом.

Перед запуском

Приложение готово к запуску. Если вы хотите действительно рационально расходовать маркетинговый бюджет, не торопитесь размещать его в мобильных маркетах. Разделите целевую аудиторию на группы и протестируйте приложение снова. Существует два способа тестирования, подробнее о которых рассказывается ниже.

Фокус-группа

Фокус-группа
Фокус-группа

Участники фокус-группы отбираются из тех, кто впервые видит приложение. Вам необходимо выявить, кто они и откуда узнали о продукте, доводилось ли им встречать аналоги. Предоставьте фокус-группе свободу действий: ведите наблюдение за тем, будут ли у них какие-либо трудности при использовании приложения, и если да, то какие. Выслушайте каждого участника группы и обсудите с ним спорные моменты.

Бета-тестирование

Запустите приложение для ограниченного числа пользователей параллельно с фокус-группой (или вместо нее). Запросите от пользователей обратную связь, учтите конструктивную критику.

Этот вид тестирования позволяет проверить способ взаимодействия приложения с разными устройствами и ОС.

Получить как можно больше отчетов об ошибках и устранить их сразу лучше, чем узнать о проблемах от недовольных пользователей из магазинов, которые скачали и установили приложение.

Внедрение на рынок

Внедрение на рынок
Внедрение на рынок

Перед запуском на рынке проследите, чтобы приложение имело надежный API-сервис и соответствовало регламенту Google Play, Apple App Store и HUAWEI AppGallery.

API-сервер

Приложение не будет работать без адекватной работы backend-сервера. Backend-сервер обменивается данными с мобильными приложениями. Он должен быстро отвечать и не перегружаться. Сервер может менять конфигурацию в зависимости от размеров базы пользователей, а также от повышения нагрузки.

Магазины приложений

Магазины могут опубликовать ваше приложение за короткий срок.При этом вероятность затруднений при публикации сохраняется на 99%. Подготовьте скриншоты и материалы для маркетинга, составьте описание – добейтесь соответствия продукта регламенту магазинов.

Мониторинг

После публикации в магазинах работа над приложением не заканчивается. Регулярный мониторинг следующих аспектов поможет вам в дальнейшей работе над приложением.

Падения

В мониторинге падений приложения помогут библиотеки, в которых хранятся данные о действиях пользователя в момент падения, на каком устройстве оно произошло и.т.д. Отправку уведомления о падении можно вшить в структуру приложения и рассортировать их впоследствии.

Инструменты: Firebase и Bugsee

Аналитика

Сведения о целевой аудитории приложения и особенностях работы с ним можно получить через системы аналитики мобильных продуктов. Некоторые разработчики составляют тепловые карты, на которых видно, какие кнопки нажимают пользователи чаще остальных.

Эти данные послужат будущим ориентиром в работе: области с наибольшей концентрацией аудитории стоят своих вложений.

Инструменты: Firebase, Яндекс.Метрика, Facebook Analytics, Apptentive, Google Analytics и Appsee

Производительность

Два предыдущих способа не могут быть мерилом этого показателя. Тем не менее, за ним необходимо следить. Частота действия и его длительность способствуют оптимизации работы приложения. Если на выполнение простого действия уходит больше ожидаемого времени, это является тревожным сигналом.

Инструмент: Prometheus

Поддержка репутации

Оценки и отзывы пользователей в магазинах очень важны, особенно если речь идет о новых пользователях. Благодарите комментаторов за позитивные отзывы, помогайте тем, кто столкнулся с трудностями при использовании приложения.Обычно комментаторы не ожидают ответа от разработчиков. Однако чем больше вы ориентируетесь на клиента – тем выше ваша репутация.

Дальнейшие улучшения

Целью мониторинга является понимание дальнейших действий. Используйте статистику и отзывы для выявления слабых мест, возвращайтесь назад, усиливайте их. Процесс разработки мобильного приложения – область с чрезвычайно высокой динамикой и, чтобы оставаться на плаву, работа над приложением должна быть в режиме нон-стоп.

Вывод

Разработка мобильного приложения сложна только на первый взгляд. В ходе работы вы должны будете принимать множество важных решений, возвращаться на неопределенное число этапов назад. Не пропускайте их: помните, что в конечном итоге вас ожидает благодарность пользователей и прибыль. Вы можете доверить разработку мобильного приложения команде «Цифрового Элемента» и получить целостный продукт с уникальным дизайном и функционалом, заточенным именно под ваш бизнес. Кнопка заказать разработку мобильного приложения

Мне не нравится
Россия, Челябинская область, Челябинск, ул. Энтузиастов, 2, оф. 200 Телефон: +7 (351) 220-45-35

Популярное

Все статьи
Золотой партнер<br>1С-Битрикс
Золотой партнер
1С-Битрикс
Сертифицированное агентство <br>Яндекс.Директ
Сертифицированное агентство
Яндекс.Директ
Сертифицированное агентство <br>Google.AdWords
Сертифицированное агентство
Google.AdWords
Региональный партнер <br>Ru-center
Региональный партнер
Ru-center
Золотой партнер  <br>Битрикс24
Золотой партнер
Битрикс24
Отправьте нам сообщение