Цифровой элемент
5 минут на чтение
529
Отправь статью на почту?

Форматы сотрудничества с клиентами

Подписаться

Специфика каждого проекта требует определенной модели управления. В этой статье расскажем о самых популярных в IT форматах сотрудничества.

Содержание



Fixed Price

Fixed Price.png
Fixed Price

Модель управления с фиксированной стоимостью часа, строго в рамках ТЗ. Соблюдение сроков и выделенного бюджета – приоритетные показатели.

Подход работает для небольших проектов в рамках 1 месяца: одностраничных сайтов или определенных задач. 

Достоинства подхода – четкие сроки и бюджет. Есть и минусы:

  • долгое согласование документов на старте работ.
  • жесткие условия. Все доработки, не согласованные перед началом работ, попадают под допсоглашение и оплачиваются отдельно. 
  • вероятность переплаты. При оценке бюджета в него закладываются финансовые риски, что увеличивает стоимость проекта.
  • нет возможности управлять приоритетами.
  • непрозрачность работы, у подрядчика недостаточно пространства для маневров.

Time & Materials

Time & Materials.png
Time & Materials

Заказчик платит за время, потраченное на реализацию проекта и использованные материалы. Такой формат позволяет подрядчику управлять приоритетами, предлагать новые идеи и механики по ходу работы.

Подойдет для проектов длительностью до 3-х месяцев:

  • для стартапов — инновационных сервисов и инструментов;
  • для сайтов с обширным и постоянно обновляющимся функционалом;
  • для систем автоматизации и оптимизации бизнес-процессов: личных кабинетов, интранет-порталов. 

Плюсы:

  • Гибкость. Работа делится на короткие отрезки и ведет к тестовой версии продукта под названием «MVP» (Minimal Viable Product» – англ. минимально жизнеспособный продукт). Все функции проверяются, их всегда можно добавить или убрать.
  • Оплата по факту выполненных работ. Клиенты платят почасовую ставку, оговоренную с самого начала. 
  • Прозрачность работы. Регулярные отчеты от подрядчика позволяют клиентам отслеживать процесс и принимать участие в работе над проектом.
  • Старт работ с минимальным бюджетом.
  • Быстрое согласование ТЗ.

Минусы:

  • Трудно рассчитать итоговый бюджет и точные сроки выполнения.
  • Нет выделенной команды под проект.

Retainer

Retainer.png
Retainer

Сотрудничество с заказчиком на постоянной основе с помесячной оплатой. Оптимальный выбор для масштабных проектов со сложными задачами, для решения которых выделяется команда специалистов, которые сделают все возможное для идеального конечного результата.

Выгоды подхода для бизнеса:

  • Глубинное понимание бренда, компании и отрасли заказчика;
  • Возможность создания долгосрочных отношений на доверии;
  • Приоритетное внимание при необходимости;
  • Оптимальное соотношение цены и качества. Более низкая часовая ставка;
  • Нет внезапных или единовременных затрат. Легче планировать бюджет;
  • Стремление к возврату инвестиций бизнеса в маркетинг.

Retainer один из самых выгодных форматов – и для заказчика, и для исполнителя. Клиент может вносить сколько угодно правок без волокиты с документами, а подрядчик, помимо стабильной оплаты, получает больше свободы в плане гибкости и контроля.

Этот формат подойдет:

  • для проектов на сопровождении;
  • для масштабных сервисов, работа над которым не прекращается и после релиза;
  • когда на старте работ нет четких представлений о конечном результате;
  • когда продукт требует непрерывного развития и доработок.

Подход на основе retainer-модели активно используется на Западе. В нашей стране она только начинает получать признание. Заказчик, привыкший работать по Fixed Price, настороженно относится к другим форматам сотрудничества. Впрочем, всегда можно перейти с неудобного формата на более комфортный, если это поможет решить поставленные задачи лучше и быстрее.

Как внедрить Retainer в проект

  1. Прогнозируйте

  2. Определите, сколько времени и ресурсов уйдет на решение задачи клиента. Сделайте прогноз на несколько месяцев вперед. Это поможет держать заданную на старте планку и соотнести реальные объемы работы для команды.

  3. Объясняйте

  4. Клиенты часто не понимают, за что именно они платят. Расскажите заказчику, как именно вы собираетесь достичь поставленной цели. Представьте им понятную стратегию, заранее проработайте детали. Сосредоточьтесь на том, как заказчик может интерпретировать результаты работы. Определите понятные для него KPI: как ваши услуги приумножают прибыль компании.

  5. Определите объем работы

  6. Retainer-модель подразумевает разделение месячного плана работ на спринты. Их можно сделать еще детальнее, разбив на определенные этапы и задачи. Так будет легче вносить изменения в работу при необходимости, а заказчик и команда будут понимать, какие методы используются для решения задач на каждом этапе.

  7. Распределяйте ресурсы оптимально

  8. Подбирайте команду исходя из компетенции и загруженности специалистов. В зависимости от конкретных задач, некоторых из них можно заменить, однако ядро команды должно быть постоянным. Это обеспечит качественный результат, который удовлетворит ожидания заказчика. 

  9. Используйте тайм-менеджмент

  10. Фиксирование рабочих часов убережет команду от нерациональных затрат рабочего времени и поможет отследить прогресс в работе. При внедрении инструмента отслеживания времени не рекомендуется использовать подход «пирамиды». Каждый член команды должен осознавать важность фиксации рабочих часов. Обозначьте роль сотрудника в общем деле – так переход к новой системе пройдет мягче. Покажите, что фиксированные рабочие часы помогут сотрудникам уделять больше времени личной жизни.

Как рассчитать оплату в Retainer

  1. Используйте почасовые ставки

  2. Определите стоимость с учетом временных обязательств, зарплаты вовлеченных сотрудников в команде, дополнительные расходы и желаемую норму прибыли. Так вы построите почасовые ставки, которые станут гонораром за вашу работу.

  3. Составляйте детальный договор

  4. Контракт на оказание услуг должен указывать фиксированный объем работы и четко обрисованные ожидания заказчика.

  5. Сделайте временной буфер

  6. Выделите несколько дополнительных часов для ответов на вопросы и обучение персонала заказчика.

  7. Установите систему отчетов и этапы повторной оценки

  8. Это сделает взаимодействие с заказчиком прозрачным и откроет возможности для диалога о том, что уже работает, а что еще можно улучшить. 

Вывод

Методику ведения проекта определяют задачи клиента. Например, специалисты «Цифрового Элемента» подбирают оптимальный формат сотрудничества после консультации с заказчиком. С крупными, сложными проектами работа ведется по модели Retainer – у компании есть необходимые компетенции и ресурсы, чтобы выделить команду для полной реализации и поддержки продукта.

Мне не нравится
Россия, Челябинская область, Челябинск, ул. Энтузиастов, 2, оф. 200 Телефон: +7 (351) 220-45-35

Блог

TОП-40 плагинов Figma
TОП-40 плагинов Figma

Для создания дизайнов и прототипов большинство современных дизайнеров использует Figma. Его основное преимущество перед другими графическими прогр...

11.мар.2021
134711
Микроразметка schema.org
Микроразметка schema.org

Schema.org – микроразметка, позволяющая структурировать данные на сайте для поисковых систем. С ее помощью поисковые системы понимают, какие данные...

28.мая.2019
124121
Как попасть на Яндекс.Карты, Google.Карты, 2GIS
Как попасть на Яндекс.Карты, Google.Карты, 2GIS

Если ваша компания ведет бизнес офлайн, размещение на Яндекс.Картах и Google и 2GIS поможет рассказать об этом потенциальным клиентам. Присутствие...

17.июл.2019
104259
404 ошибка – страница не найдена
404 ошибка – страница не найдена

404 ошибка (страница не найдена) – это ответ сервера, который возникает, когда сервер не может отобразить запрашиваемую страницу по указанному адре...

13.авг.2019
47222
Семантика сайта
Семантика сайта

Семантическое ядро – это набор фраз, соответствующих поисковым запросам пользователей в поисковых системах, которые характеризуют определенную тема...

21.окт.2019
22741
Сброс кеша DNS в Google Chrome
Сброс кеша DNS в Google Chrome

Для сброса кеша DNS в Google Chrome: Введите в адресной строке браузера chrome://net-internals/#dns и нажмите кнопку Clear host cache; Зат...

31.янв.2020
17753
Как составить ТЗ на разработку сайта
Как составить ТЗ на разработку сайта

ТЗ (техническое задание) – очень полезный документ, в котором описаны все разделы сайта, все элементы страницы и функциональность всех модулей. Пол...

14.мая.2021
17618
Микроразметка Open Graph
Микроразметка Open Graph

Open Graph – стандарт микроразметки, который позволяет формировать превью сайта при публикации в социальных сетях. Стандарт Open Graph был р...

05.ноя.2019
16943
Как предоставить гостевой доступ к Яндекс Директ и Google Adwords
Как предоставить гостевой доступ к Яндекс Директ и Google Adwords

Контекстная реклама — один из самых простых и быстрых способов увеличения посещений веб-сайта. Особенностью этого инструмента является понятность р...

19.янв.2021
15733
Топ 10 лучших сервисов для онлайн-опросов
Топ 10 лучших сервисов для онлайн-опросов

Как провести онлайн-опрос аудитории легко и не затратить на составление анкет уйму времени? Ответ прост – используйте готовые формы, предлагаемые ...

28.июл.2022
14334