Цифровой элемент

Сайт использует файлы cookie для удобства работы, аналитики и рекламы. Нажимая «Принять» или продолжая пользоваться d-element.ru, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных (включая файлы cookie).

2 минуты на чтение
8675
Отправь статью на почту?

Юридические модели маркетплейса

В последнее время количество маркетплейсов увеличивается. Ужесточаются и юридические требования к ним. Соответственно, задумавшись о создании новой торговой площадки, необходимо учесть правовые особенности работы такого сайта.

Что такое маркетплейс?

Что такое маркетплейс?
Что такое маркетплейс?

Согласно закону № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», вступившем в силу 1 января 2019 года, выражение «маркетплейс» равно выражению «торговый агрегатор».

Соответственно, товарным агрегатором (маркетплейсом), признаётся сайт, который объединяет в себе следующие свойства:

  • публикует предложение продавца об оказании услуг возмездного характера (путём заключения договора купли-продажи);
  • помогает заключить договор купли продажи между продавцом и покупателем;
  • помогает произвести оплату за товар по указанной цене, путём передачи средств владельцу агрегатора с помощью платёжных систем.

Закон не распространяется на торговые площадки, на которых не действует хотя бы одна из описанных функций.

Юридические модели маркетплейса

Мы привыкли к двум основным видам торговых агрегаторов:

  1. Площадка, где продавец от своего имени реализует товар, при этом общение с продавцом и оплата может быть произведена через саму площадку или через другие сервисы (пример такой площадки – Avito).
  2. Площадка, где владелец площадки реализует товары от разных поставщиков от своего имени, оформляя заказ, доставку и т.д. (пример Lamoda, Ozon).

Юристы подбирают правовую структуру, в зависимости от вида маркетплейса. Для этого, владелец агрегатора должен ответить на следующие вопросы:

  1. Какой договор будет с продавцом (в иных случаях – с поставщиком)?
  2. Какой договор будет оформляться с покупателями?
  3. Какие правила продажи нужно установить, в случае если торговая площадка не является сама продавцом?
  4. На основании чего площадка будет принимать денежные средства, если оплата каким-либо образом будет проходить через сайт?

Мы попробуем ответить на вопросы, разобрав типичные ситуации отношений – «владелец маркетплейса – продавец», а также рассмотрим, как владельцы маркетплейсов взаимодействуют с покупателями.

1. Маркетплейс не участвует в расчётах и не продаёт товар

Маркетплейс не участвует в расчётах и не продаёт товар
Маркетплейс не участвует в расчётах и не продаёт товар

В этом случае площадку как бы арендуют для показа своих товаров. Достаточно заключить с продавцом лицензионный договор или договор о предоставлении услуг. Маркетплейс выступает в роли витрины.

Фактически, таким примером могут стать любые сайты объявлений, где покупатели напрямую взаимодействуют с продавцами. Например, уже упомянутый Avito. 

2. Маркетплейс участвует в расчётах, но не продаёт товар

Маркетплейс участвует в расчётах, но не продаёт товар
Маркетплейс участвует в расчётах, но не продаёт товар

Если помимо «аренды» площадки, маркетплейс принимает на свой счёт деньги от покупателей, а затем передаёт их продавцу, то необходимо с продавцом заключить агентский договор, а с покупателем – лицензионный договор или договор о предоставлении услуг.


3. Маркетплейс продаёт товары, принимает участие в расчётах

Маркетплейс участвует в расчётах, продаёт товары
Маркетплейс продаёт товары, принимает участие в расчётах

Если на маркетплейсе планирует торговлю сам владелец, то он должен заключить агентский договор с поставщиками (либо договор поставки) и договоры купли-продажи с покупателями.

В этом случае, можно воспринимать маркетплейс как отдельный интернет-магазин, который имеет своих поставщиков.

Выбирая ту или иную юридическую схему, следует помнить, что от неё зависит и вид налогообложения. Согласно агентскому договору, владелец маркетплейса платит налоги только с той суммы, которую получил в качестве вознаграждения от продавца. Транзитная сумма в базу налогообложения не входит.

Для поставщика же агентский договор может вызвать дополнительные траты.

Правила расчётов

Перед разработкой торгового агрегатора, подумайте, как покупатели смогут оплачивать товар. Существует несколько нюансов, которые стоит учесть:

  • Подключая платёжную систему к сайту, вам придётся столкнуться с вопросами о товарах и о вашем контроле за продажами. Таким образом платёжные системы хотя защитить покупателя от мошенников.
  • Не оформляйте расчётный счёт на физическое лицо. Большое поступление денежных средств вызовет вопросы у банка и счёт будет закрыт.

Подготовьте бухгалтерию к работе с покупателями, определите какие документы выдаются покупателю, а какие получает поставщик. Необходимо, чтобы к открытию площадки, вся система могла работать быстро и без препятствий.

Обязанности перед потребителями

Название «торговый агрегатор» накладывает обязательства на владельцев по отношению к потребителям. Закон № 250-ФЗ определяет следующие обязанности владельцев маркетплейса:

  • Владелец торгового агрегатора несёт ответственность за недостоверную информацию. Соответственно, на торговой площадке необходимо указать полную информацию о продавце: название компании, адрес, режим работы, регистрационный номер о создании юридического лица (или ИП), ФИО (при необходимости). При этом, необходимо в короткое время (1 рабочий день) внести все изменения, полученные от продавца. В качестве альтернативы, можно обойтись ссылкой на сайт продавца, где предоставлена вся эта информация.
  • В случае, если недостоверная информация предоставлена самим продавцом, то именно он несёт ответственность перед потребителем. Однако если продавец предоставлял информацию, но она не появилась на сайте, то ответственность продавца исключается.
  • Владелец торгового агрегатора несёт ответственность в случае нарушения условий поставки товара. Если оплата проводилась через агрегатор, а услуга не оказана в срок (товар не доставлен), потребитель отправил претензию продавцу об отказе от исполнения договора купли-продажи в связи с нарушением сроков доставки (оказания услуги), то агрегатор обязан вернуть покупателю деньги. Исключение – если продавец предоставил документальное подтверждения о предоставленной услуги или доставке товара.

Вывод

Перед тем как запустить торговый агрегатор и начать приглашать поставщиков выставлять свои товары, необходимо заранее продумать модель маркетплейса. От него зависит то, какие документы нужно будет оформлять. Пропишите заранее все бизнес-процессы, которые в дальнейшем станут основой моделей договоров.

Мне не нравится
Россия, Челябинская область, Челябинск, ул. Энтузиастов, 2, оф. 200 Телефон: +7 (351) 220-45-35

Читайте в нашем блоге

Все статьи
BI Конструктор Битрикс24: как создавать отчеты и анализировать эффективность бизнеса

BI Конструктор Битрикс24: как создавать отчеты и анализировать эффективность бизнеса

BI Конструктор в Битрикс24 заменяет ручной сбор данных и сложные таблицы Excel готовыми отчетами, которые анализируют ваш бизнес за несколько к...

10.10.2025
2
Что такое CRM-система: функциональность и преимущества для бизнеса

Что такое CRM-система: функциональность и преимущества для бизнеса

CRM-система — это инструмент, который помогает бизнесу систематизировать работу с клиентами, от первого контакта до повторных продаж. Это не пр...

02.10.2025
44
Что такое HRM-системы: виды и эффективность

Что такое HRM-системы: виды и эффективность

Управление персоналом давно вышло за рамки кадрового делопроизводства, превратившись в стратегическую функцию бизнеса. На смену бумажным архива...

25.09.2025
113
Интеграция и настройка почты в Битрикс24

Интеграция и настройка почты в Битрикс24

Эффективная работа с клиентами невозможна без централизованного управления коммуникациями. Почта — один из самых частых каналов взаимодействия,...

19.09.2025
128
Конструктор посадочных страниц и лонгридов на 1С-Битрикс: Управление сайтом

Конструктор посадочных страниц и лонгридов на 1С-Битрикс: Управление сайтом

Контент-маркетинг стал одним из ключевых инструментов поддержки, сопровождения и развития веб-сервисов. Однако создавать статьи, которые не тол...

17.09.2025
243
Полное руководство по настройке роботов в Битрикс24: автоматизация рутины для роста эффективности

Полное руководство по настройке роботов в Битрикс24: автоматизация рутины для роста эффективности

В каждой компании ежедневно выполняется множество рутинных операций: отправка писем, распределение задач, контроль сроков, уведомление клиентов...

12.09.2025
767
Настройка телефонии Битрикс24: пошаговое руководство

Настройка телефонии Битрикс24: пошаговое руководство

Телефония Битрикс24 — один из самых мощных инструментов автоматизации продаж и обслуживания клиентов. Она позволяет объединить звонки с C...

04.09.2025
439
Настройка сквозной аналитики в Битрикс24: полное руководство

Настройка сквозной аналитики в Битрикс24: полное руководство

Хотите понимать, откуда приходят ваши клиенты, какой рекламный канал приносит больше продаж, а какой — пустая трата бюджета? Тогда вам нужна ск...

28.08.2025
588