Цифровой элемент
2 минуты на чтение
7326
Отправь статью на почту?

Юридические модели маркетплейса

В последнее время количество маркетплейсов увеличивается. Ужесточаются и юридические требования к ним. Соответственно, задумавшись о создании новой торговой площадки, необходимо учесть правовые особенности работы такого сайта.

Подписаться

Что такое маркетплейс?

Что такое маркетплейс?
Что такое маркетплейс?

Согласно закону № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», вступившем в силу 1 января 2019 года, выражение «маркетплейс» равно выражению «торговый агрегатор».

Соответственно, товарным агрегатором (маркетплейсом), признаётся сайт, который объединяет в себе следующие свойства:

  • публикует предложение продавца об оказании услуг возмездного характера (путём заключения договора купли-продажи);
  • помогает заключить договор купли продажи между продавцом и покупателем;
  • помогает произвести оплату за товар по указанной цене, путём передачи средств владельцу агрегатора с помощью платёжных систем.

Закон не распространяется на торговые площадки, на которых не действует хотя бы одна из описанных функций.

Юридические модели маркетплейса

Мы привыкли к двум основным видам торговых агрегаторов:

  1. Площадка, где продавец от своего имени реализует товар, при этом общение с продавцом и оплата может быть произведена через саму площадку или через другие сервисы (пример такой площадки – Avito).
  2. Площадка, где владелец площадки реализует товары от разных поставщиков от своего имени, оформляя заказ, доставку и т.д. (пример Lamoda, Ozon).

Юристы подбирают правовую структуру, в зависимости от вида маркетплейса. Для этого, владелец агрегатора должен ответить на следующие вопросы:

  1. Какой договор будет с продавцом (в иных случаях – с поставщиком)?
  2. Какой договор будет оформляться с покупателями?
  3. Какие правила продажи нужно установить, в случае если торговая площадка не является сама продавцом?
  4. На основании чего площадка будет принимать денежные средства, если оплата каким-либо образом будет проходить через сайт?

Мы попробуем ответить на вопросы, разобрав типичные ситуации отношений – «владелец маркетплейса – продавец», а также рассмотрим, как владельцы маркетплейсов взаимодействуют с покупателями.

1. Маркетплейс не участвует в расчётах и не продаёт товар

Маркетплейс не участвует в расчётах и не продаёт товар
Маркетплейс не участвует в расчётах и не продаёт товар

В этом случае площадку как бы арендуют для показа своих товаров. Достаточно заключить с продавцом лицензионный договор или договор о предоставлении услуг. Маркетплейс выступает в роли витрины.

Фактически, таким примером могут стать любые сайты объявлений, где покупатели напрямую взаимодействуют с продавцами. Например, уже упомянутый Avito. 

2. Маркетплейс участвует в расчётах, но не продаёт товар

Маркетплейс участвует в расчётах, но не продаёт товар
Маркетплейс участвует в расчётах, но не продаёт товар

Если помимо «аренды» площадки, маркетплейс принимает на свой счёт деньги от покупателей, а затем передаёт их продавцу, то необходимо с продавцом заключить агентский договор, а с покупателем – лицензионный договор или договор о предоставлении услуг.


3. Маркетплейс продаёт товары, принимает участие в расчётах

Маркетплейс участвует в расчётах, продаёт товары
Маркетплейс продаёт товары, принимает участие в расчётах

Если на маркетплейсе планирует торговлю сам владелец, то он должен заключить агентский договор с поставщиками (либо договор поставки) и договоры купли-продажи с покупателями.

В этом случае, можно воспринимать маркетплейс как отдельный интернет-магазин, который имеет своих поставщиков.

Выбирая ту или иную юридическую схему, следует помнить, что от неё зависит и вид налогообложения. Согласно агентскому договору, владелец маркетплейса платит налоги только с той суммы, которую получил в качестве вознаграждения от продавца. Транзитная сумма в базу налогообложения не входит.

Для поставщика же агентский договор может вызвать дополнительные траты.

Правила расчётов

Перед разработкой торгового агрегатора, подумайте, как покупатели смогут оплачивать товар. Существует несколько нюансов, которые стоит учесть:

  • Подключая платёжную систему к сайту, вам придётся столкнуться с вопросами о товарах и о вашем контроле за продажами. Таким образом платёжные системы хотя защитить покупателя от мошенников.
  • Не оформляйте расчётный счёт на физическое лицо. Большое поступление денежных средств вызовет вопросы у банка и счёт будет закрыт.

Подготовьте бухгалтерию к работе с покупателями, определите какие документы выдаются покупателю, а какие получает поставщик. Необходимо, чтобы к открытию площадки, вся система могла работать быстро и без препятствий.

Обязанности перед потребителями

Название «торговый агрегатор» накладывает обязательства на владельцев по отношению к потребителям. Закон № 250-ФЗ определяет следующие обязанности владельцев маркетплейса:

  • Владелец торгового агрегатора несёт ответственность за недостоверную информацию. Соответственно, на торговой площадке необходимо указать полную информацию о продавце: название компании, адрес, режим работы, регистрационный номер о создании юридического лица (или ИП), ФИО (при необходимости). При этом, необходимо в короткое время (1 рабочий день) внести все изменения, полученные от продавца. В качестве альтернативы, можно обойтись ссылкой на сайт продавца, где предоставлена вся эта информация.
  • В случае, если недостоверная информация предоставлена самим продавцом, то именно он несёт ответственность перед потребителем. Однако если продавец предоставлял информацию, но она не появилась на сайте, то ответственность продавца исключается.
  • Владелец торгового агрегатора несёт ответственность в случае нарушения условий поставки товара. Если оплата проводилась через агрегатор, а услуга не оказана в срок (товар не доставлен), потребитель отправил претензию продавцу об отказе от исполнения договора купли-продажи в связи с нарушением сроков доставки (оказания услуги), то агрегатор обязан вернуть покупателю деньги. Исключение – если продавец предоставил документальное подтверждения о предоставленной услуги или доставке товара.

Вывод

Перед тем как запустить торговый агрегатор и начать приглашать поставщиков выставлять свои товары, необходимо заранее продумать модель маркетплейса. От него зависит то, какие документы нужно будет оформлять. Пропишите заранее все бизнес-процессы, которые в дальнейшем станут основой моделей договоров.

Мне не нравится
Россия, Челябинская область, Челябинск, ул. Энтузиастов, 2, оф. 200 Телефон: +7 (351) 220-45-35

Читайте в нашем блоге

Все статьи
11 лучших платформ для онлайн-совещаний

11 лучших платформ для онлайн-совещаний

Платформы для онлайн-совещаний активно используются компаниями, организациями и образовательными учреждениями для обеспечения удалённого взаимо...

24.12.2024
5
Лучшие бесплатные и условно-бесплатные аналоги Figma в 2024 году

Лучшие бесплатные и условно-бесплатные аналоги Figma в 2024 году

Figma — один из наиболее востребованных инструментов для создания интерфейсов и прототипов в сфере веб-дизайна и разработки мобильных приложени...

10.12.2024
339
Интеграция Битрикс24 и Asterisk

Интеграция Битрикс24 и Asterisk

Современные компании всё чаще сталкиваются с необходимостью интеграции IP-телефонии и CRM-систем для улучшения управления клиентскими коммуника...

29.11.2024
397
Хостинг. Лучшие хостинг-провайдеры в России

Хостинг. Лучшие хостинг-провайдеры в России

В мире современных веб-технологий выбор надежного хостинга является одним из важнейших шагов для успешного функционирования любого интернет-про...

19.11.2024
538
Региональное продвижение сайта: поддомены или подпапки

Региональное продвижение сайта: поддомены или подпапки

Запросы пользователей в поисковых системах делятся на две категории: геозависимые и геонезависимые. Геозависимые запросы — это...

29.10.2024
1337
Битрикс24 vs Microsoft SharePoint: Как выбрать оптимальную платформу для вашего бизнеса?

Битрикс24 vs Microsoft SharePoint: Как выбрать оптимальную платформу для вашего бизнеса?

Эффективность бизнеса во многом зависит от правильного выбора цифровых инструментов, обеспечивающих работу команды и управление документами. Дв...

10.09.2024
1690
Внедрение системы управления персоналом и автоматизация: обзор HRM-систем

Внедрение системы управления персоналом и автоматизация: обзор HRM-систем

В современных условиях успешное управление персоналом невозможно без эффективных цифровых инструментов. HRM-системы играют ключевую роль в орга...

06.09.2024
1769
ELMA365 CRM – система автоматизации и управления бизнес процессами

ELMA365 CRM – система автоматизации и управления бизнес процессами

ELMA365 CRM – это мощная и гибкая CRM-BPM система, разработанная российской компанией ELMA, специально для удовлетворения потре...

02.09.2024
1563