10 минут на чтение Отправь статью на почту?

Как составить ТЗ на разработку сайта

Каким должно быть ТЗ на разработку сайта? Рассказываем основные ключевые требования к составлению ТЗ на сайт и описываем частые проблемы, которые возникают при его составлении.
Подписаться
568

ТЗ (техническое задание) – очень полезный документ, в котором описаны все разделы сайта, все элементы страницы и функциональность всех модулей. Польза будет как для заказчика, так и для исполнителя.

Любая работа над созданием нового сайта для клиента начинается с переговоров. Требуется уточнить, что хочет заказчик получить в результате, какие цели и задачи ему нужно решить. Но переговоры переговорами, а эти требования необходимо зафиксировать. Именно для этого составляется техническое задание.

Чем подробнее будут расписаны пункты в техническом задании, тем больше шансов, что заказчик будет доволен результатом, а проект будет соответствовать ожиданиям.


Содержание

Зачем нужно техническое задание?

Плюсы для клиента

Плюсы для исполнителя

  • Облегчить понимание, как будут выглядеть структура, элементы страниц и т.д.. Полностью описанная структура позволяет понять, как будет работать веб-ресурс, что нужно добавить, а что убрать.
  • Узнать стоимость разработки и сроки выполнения. Только при разработке ТЗ создаётся представление о том, насколько сложный предстоит проект и сколько времени потребуется на его разработку.
  • Увидеть профессионализм исполнителя. Подробное ТЗ говорит об уровне компетентности исполнителя.
  • Проверить качество работ. По ТЗ можно оценить всё ли выполнено на сайте и всё ли работает корректно.
  • Найти исполнителя. Техническое задание – это отдельная услуга, которая не обязывает заказчика пользоваться услугой той компании, что составляла это ТЗ. Работу над проектом сможет продолжить другой исполнитель, который с помощью грамотно составленного тех.задания быстро вникнет в задачу и сразу начнёт работать.
  • Понять требования заказчика. Техническое задание позволяет структурировать пожелания клиента и составить план действий по созданию сайта.
  • Определить точный перечень работ. На этапе составления технического задания, заказчик может корректировать функционал, интеграцию, модули и т.д. После подписания ТЗ, все дополнительные пожелания могут быть выполнены в рамках доработок.
  • Показать свою компетентность. ТЗ показывает уровень компетентности специалистов и позволит убедить заказчика в профессионализме.
  • Облегчить себе задачу. Грамотное ТЗ, где прописаны все функции, сервисы и расписана структура, ускоряет процесс разработки.
  • Предоставить отдельную услугу. Составление технического задания может быть отдельной услугой, не подразумевающей дальнейшего сотрудничества.

Как правильно составить ТЗ?

Мы дадим несколько советов, что нужно сделать, чтобы документ получился максимально понятным и полезным для обеих сторон – заказчика и исполнителя.

1. ТЗ составляет отдельный специалист

Для написания ТЗ должен выделяться отдельный специалист. Конечно же, заказчик самостоятельно может написать техническое задание. Собственно фраза «Нужно разработать интернет-магазин с товарами для животных» – это уже своего рода ТЗ. Оно отражает конечную цель, но не даёт представление о том, из чего состоит сайт, какие функции нужны, нужна ли интеграция и т.д. Остаётся много вопросов, без ответов.

В Цифровом Элементе эту работу выполняет технический писатель, который обладает навыками составления документов подобного рода и разбирается в технологии создания сайтов. При этом, заказчик принимает непосредственное участие в обсуждении. Его задача:

  • рассказать о компании и о целевой аудитории;
  • объяснить, какие цели и задачи должен выполнять сайт;
  • поделиться своими идеями и пожеланиями;
  • показать примеры сайтов, которые нравятся и не нравятся;
  • ответить на вопросы разработчиков.

Перед написанием ТЗ, мы предлагаем клиенту заполнить бриф. Бриф – это своего рода анкета, отвечая на вопросы которой, клиент сам сможет определиться с целями и задачами сайта, а также с помощью примеров других ресурсов показать исполнителю нужный функционал. После обработки брифа, специалист задаст уточняющие вопросы, запросит дополнительную информацию и приступит к написанию технического задания.

2. Писать нужно без двусмысленностей

Задача технического задания – понимание, что разработчик и клиент поняли друг друга. ТЗ – это технический документ, в котором не должно быть обтекаемых, двусмысленных формулировок:

  • Дизайн должен быть красивым.
  • Навигация должна быть удобной.
  • Сайт должен выдерживать большие нагрузки.
  • Необходимо создать качественный контент.
  • Нужен современный сайт.

Красивый, удобный, современный – это субъективно.

То, что может показаться красивым и удобным специалистам, совсем не значит, что будет удобным клиенту. И наоборот – часто клиент называет современным дизайн и функционал, которые были в ходу десятки лет назад. Большие нагрузки также надо расписывать – сколько человек планируется на сайте одновременно? 100, 1000 или миллион?

Проверяйте текст на такие неочевидные формулировки, заменяйте их более подробными.

Пример однозначных желаний:

  • Сайт должен загружаться быстро. → Нужно подключить композитную технологию.
  • Сайт должен выдерживать высокие нагрузки. → На сайте одновременно может быть до 100 тысяч посетителей.
  • На главной должен быть список новостей. → На главной должен выводится список из 3-х последних новостей.

3. Укажите информацию о компании

Все, кто работает над составлением ТЗ должны чётко понимать, для кого и с какой целью составляется это задание. Поэтому в вводной части документа необходимо прописать данные компании, а также результат, который желает получить заказчик.

Имея перед собой информацию о клиенте, исполнителям будет проще расписывать элементы функционала и они не превратят внезапно описание сайта-визитки в описание интернет-магазина.

4. Создайте глоссарий

Техническое задание предназначено не только для разработчика, но и для клиента, а значит необходимо расшифровать сложные, специфические термины простым языком, не выдержкой из Википедии.

На всякий случай объясняйте даже термины, которые кажутся очевидными и понятными. Заказчик, работающий в другой сфере, владеет другим профессиональным лексиконом, и может не знать таких терминов.

5. Распишите инструменты и требования к хостингу

Можно представить себе ситуацию, когда после уже выполненной работы, клиент узнаёт, что сайт сделан на 1С-Битрикс, а клиент предпочитает работать с Wordpress. Клиент разгневан, недоволен работой, даже если до этого всё устраивало.

Чтобы такого не произошло, необходимо прописать весь технический инструментарий: библиотеки, модули и т.д.. А также нужно указать требования к хостингу, и отдельно озвучить этот момент – вдруг сервер клиента не сможет поддерживать разработку. В таком случае мы можем заранее предложить услуги нашего хостинга.

6. Распишите требования к работе сайта

Добросовестные разработчики по умолчанию учитывают при создании сайта кроссбраузерность и адаптивность. Но лучше это всё же прописать в ТЗ, чтобы клиент знал, как грамотно проверять сайт после сдачи.

7. Распишите структуру сайта

Перед тем как отдать сайт дизайнеру, необходимо сначала расписать структуру.

  1. Выясните, что хочет клиент, что ему необходимо, что желательно.
  2. Соберите совещание исполнителей – маркетологов, сеошников, разработчиков, редакторов – решите, какие страницы нужны на сайте и как на них можно будет попасть.
  3. Представьте структуру в виде списка или в виде блок-схемы.
Пример структуры сайта
Пример структуры сайта

Подходите к этому этапу внимательно. Структура – это основа сайта. Если её не продумать именно со всеми связями, то навигация будет неочевидной, пользователи могут запутаться в ней и уйти с сайта, так и не совершив целевое действие.

8. Опишите содержание страниц

И клиент, и разработчик должны понимать – какие элементы будут располагаться на каждой странице.

У разработчика есть несколько вариантов показать вид страниц.

  1. Список элементов. Это простой способ показать элементы страниц. Здесь исполнитель просто расписывает содержание блоков каждой страницы в виде списка.
  2. Прототипы. Способ показать наглядно схему. Исполнитель рисует эскиз страниц каждого типа и прилагает к ТЗ. С помощью прототипа клиент заранее может увидеть интерфейс будущего сайта и сразу сказать, что следует заменить.

Мы используем оба способа – составляем структуру списком, иллюстрируем её в необходимых случаях прототипами.

9. Распишите сценарии работы с сайтом

Если вы работает над нестандартным проектом, то эскизов структуры будет недостаточно. Необходимо, чтобы и клиент и разработчики понимали, как будут работать элементы. Для этого подойдут сценарии. Они описываются простой схемой:

  1. Пользователь совершает действие.
  2. Сайт отвечает на это действие.
  3. Дополнительные действия пользователя (если требуются).
  4. Результат.

Количество пунктов схемы зависит от сценария. Чем подробнее вы распишите схему, тем проще будет исполнителям работать, а клиенту – проверять работу.

Сценарии можно не расписывать, если вы разрабатываете лендинг со стандартным функционалом.

10. Определите поставщика контента

Сайт не выглядит готовым, пока на нём не будет размещён контент. Кто будет размещать этот контент и кто должен его создать? Это сразу обсуждается на уровне переговоров и подготовки технического задания.

Варианты работы по созданию контента:

  • контент полностью разрабатывается исполнителем и включается в стоимость сайта;
  • контент разрабатывают исполнители за дополнительную плату;
  • контент предоставляется клиентом.

Если исполнитель принимает на себя обязательство создать контент, необходимо описать требования к нему. И опять же, следует избегать обтекаемых формулировок в стиле: «продающий, интересный, качественный» – они не дают никакой информации ни исполнителю, ни клиенту. А вот слова «достоверный, экспертный, уникальный» помогают защитить клиента от недобросовестности исполнителя.

Размещение контента тоже обговаривается заранее:

  • исполнитель полностью заполняет сайт;
  • исполнитель заполняет сайт определённым количеством контента;
  • исполнитель оставляет на сайте тестовое наполнение.

Если исполнитель заполняет сайт контентом, который предоставляет заказчик, необходимо зафиксировать сроки предоставления всех материалов. Иначе есть риск не уложиться в общие сроки, обозначенные ТЗ и договором, только потому, что контент поступил в работу поздно.

11. Опишите дизайн

Дизайн очень трудно оценить по каким-то объективным критериям. Поэтому в тех.задании следует расписать то, что можно описать: цветовую гамму, используемые шрифты, фирменный стиль, при наличии брендбука.

Избегайте субъективных оценок при написании, даже если клиент пытается настоять на этом. Очень сложно оценить – действительно ли дизайн красивый или современный, у каждого свои представления о красоте и современности. Если эти слова используются, то должны быть расшифрованы.

Вывод

Компания «Цифровой Элемент» более 10 лет занимается разработкой сайтов. Наша работа с клиентом по разработке сайта всегда начинается именно с написания ТЗ. Мы ответственно подходим к этому процессу. Наш опыт позволяет задать клиенту такие вопросы, которые помогают получить необходимую информацию.

Сначала мы всегда предлагаем заполнить бриф, который позволяет клиенту в спокойной обстановке самому определить свои цели, выбрать примеры сайтов, на которые можно ориентироваться.

Работа по максимально понятному ТЗ ускоряет процесс разработки и облегчает этап проверки сайта сотрудниками клиента.


Популярное

Все статьи
Золотой партнер<br>1С-Битрикс
Золотой партнер
1С-Битрикс
Сертифицированное агентство <br>Яндекс.Директ
Сертифицированное агентство
Яндекс.Директ
Сертифицированное агентство <br>Google.AdWords
Сертифицированное агентство
Google.AdWords
Региональный партнер <br>Ru-center
Региональный партнер
Ru-center
Золотой партнер  <br>Битрикс24
Золотой партнер
Битрикс24