Разработка корпоративного B2B-маркетплейса закупок
Цифровой элемент

Разработка корпоративного B2B-маркетплейса закупок

О компании

Холдинг входит в перечень системообразующих организаций России и объединяет более 50 промышленных предприятий.

Бизнес-цель

В рамках цифровой трансформации бизнеса была поставлена задача кардинально изменить бизнес-процессы закупок во всем холдинге - внедрить корпоративный маркетплейс.

Ожидаемый эффект:
  • Сокращение издержек

  • Увеличение технологической гибкости

  • Оптимизация бизнес-процессов

  • Ускорение процессов

  • Сокращение срока вывода на рынок.

Пилотный проект

С целью проверки гипотезы подобной трансформации было выбрано одно из крупнейших предприятий холдинга.

В кратчайшие сроки проектной команде Цифрового Элемента и командам Заказчика удалось сделать практически невозможное - изменить бизнес-процессы на предприятии, разработать программную платформу, подключить к ней крупнейших поставщиков и запустить корпоративный маркетплейс.

После успешного запуска маркетплейса на одном предприятии руководством холдинга было принято решение о масштабировании маркетплейса на все предприятия холдинга в кратчайшие сроки.

Задачи

  • У вас похожие задачи?

    Пишите и мы их решим!

    Оставить заявку
У вас похожие задачи?

Пишите и мы их решим!

Оставить заявку

Команда

Для выполнения поставленных задач было принято решение о создании выделенной проектной команды:

  • Руководитель проекта

  • Техлид проекта

  • Solution-архитектор

  • DevOps-инженер

  • Тимлид backend-разработчиков

  • Тимлид frontend-разработчиков

  • Тимлид QA-инженер

  • Backend-разработчик

  • Frontend-разработчик

  • QA-инженер

  • Технический писатель

  • Бизнес-аналитик

  • Мобильный разработчик

  • Менеджер технической поддержки

Такая команда закрывает все необходимые компетенции от аналитиков до разработчиков.

Команда работала по модели retainer — выделенная группа специалистов с управлением, бизнес-аналитикой и тестированием, и главное — нашей ответственностью.

1. Двухнедельные спринты
2. Еженедельные митинги с заказчиком
3. Ежедневные Daily Standup с командой
4. Демо и ретроспективы

Техническая поддержка проекта

В рамках масштабирования маркетплейса от пилотного состояния до тиражного нам также было необходимо поддерживать уже запущенный в промышленную эксплуатацию маркетплейс, оказывать техническую поддержку и обеспечивать его бесперебойную работу.

Для обеспечения поддержки нами был выделен менеджер по технической поддержке — специалист, который обладает высокой компетенцией вплоть до разработчика.

Про организацию технической поддержки крупного проекта читайте в нашем кейсе «Техническая поддержка сайта ЭнергосбыТ Плюс»

Архитектура

Нам было важно сделать отказоустойчивое и надежное решение, ориентированное на горизонтальное развитие. Поэтому вопросам структуры уделялось много внимания.

На проекте работал Solution-архитектор, а еще гильдия архитекторов (техлид, тимлиды, devops), которая решала вопросы взаимодействия с другими системами маркетплейса.

Все важнейшие решения обсуждали и принимали коллегиально.

Тестирование

Безопасность и надежность — приоритет любого корпоративного программного продукта. Чтобы это обеспечить, мы уделили особое внимание тестированию.

Для тестирования Rest API и бизнес-логики мы активно использовали автотесты на Selenium + Java + JUnit5 + Rest Assured.

Автоматизация тестирования позволила существенно сократить срок доставки новых фич на продакшен.

Каталог

Маркетплейс предполагает продажу товаров различных поставщиков. В этой связи нашей задачей была автоматизация загрузки прайс-листов поставщиков и реализация интеграционного слоя, способного объединить учетные системы всех предприятий холдинга.

Также мы добавили функционал, который способствует решению бизнес-целей заказчика:

  • Реализовали структуру каталога, в рамках согласованных к закупу категорий ТМЦ;

  • Сформировали customer-friendly иерархию номенклатуры;

  • Реализовали механизм мэтчинга одинаковых товаров разных поставщиков на основе данных о товаре;

  • Реализовали механизм выбора лучшего предложения поставщиков;

  • Реализовали интеллектуальную систему поиска;

  • Реализовали сценарий покупки мерного товара, а также сценарий продаж с учетом мерно-весовых характеристик.

Оформление заявки и заказа
  • Реализация оформления потребности в закупке

  • Согласование потребности и размещение заказа у поставщика

  • Согласование сроков поставки

  • Разделение заявок в корзине по поставщикам

  • Разделение заказов поставщика по срокам поставки

  • Выбор места доставки (склад, цех, офис и др.)

  • Приемка товара

  • Автоматическое создание рекламаций

Личный кабинет поставщика

Для поставщиков, которые не готовы к тесной программной интеграции с маркетплейсом по Rest API, создан личный кабинет, в котором сотрудники поставщика могут:

  • Проверять загруженный ассортимент товаров;

  • Производить обработку заявок и заказов;

  • Производить обработку рекламаций и вести претензионную работу;

  • Формировать различные аналитические отчеты.

Результаты

В сжатые сроки нам удалось провести масштабирование маркетплейса с одного предприятия на все предприятия холдинга.

Масштаб проекта внутреннего маркетплейса закупок:
  • > 50

    предприятий холдинга

  • > 5 000

    пользователей

  • > 1 млн

    товаров от поставщиков

  • > 10 000

    заказов в месяц

  • > 100 000

    заказываемых позиций в месяц

  • > 20

    крупных компаний-поставщиков

Корпоративный маркетплейс закупок запущен в полном объеме и продолжает активно развиваться, существенно расширяя свой функционал и бизнес-процессы.

Благодаря цифровой трансформации закупок на всех предприятиях холдинга поставленные цели уже были достигнуты по результату работы за 2022 год.

Комментарий руководителя проекта

Работа над данным проектом потребовала, в первую очередь, выстраивания четких внутренних и внешних процессов. В условиях динамичного изменения приоритетов, функциональных требований и объемов задач, а также высоких темпов разработки, нами было принято решение об использовании гибких методологий.

Для этого потребовалось выстроить четкую и прозрачную коммуникацию между всеми участниками проектной команды, разграничить зоны ответственности, но вместе с этим внедрить перекрестные связи с той целью, чтобы каждый модуль системы поддерживался более чем одним специалистом. В работе с клиентом также совместными силами с представителями рабочей группы были выстроены прозрачные доверительные внешние процессы: регулярные конференции два раза в неделю, отчеты о релизах, демонстрации, протоколирование обсуждений и согласований.

Двигаясь 1-2 недельными спринтами, производили совместное верхнеуровневое планирование на несколько спринтов вперед с их последующей корректировкой после каждой итерации доработки. Обе стороны – и команда разработки, и рабочая группа проекта – показали высокий уровень профессионализма и ответственности к разрабатываемому продукту. Я горжусь тем, что мне выпала честь работать с такими людьми на проекте подобного масштаба.

Никита
Руководитель проекта